Много ли можно вспомнить опер, где отсутствует любовная лирика? Даже если любовная линия не является главным двигателем сюжета, сложно представить, что ее нет вовсе. Что же тогда должно волновать сердца слушателей?
Совершенно неожиданный ответ на этот вопрос дал Рихард Штраус в опере "Электра". С этого произведения началось его сотрудничество с драматургом Гуго фон Гофмансталем - их обоих увлек сюжет античной трагедии "Электра" Софокла. В основе знаменитого мифа лежит история о том, как дочь отомстила матери - убийце. Однако, если у Софокла доминирует возвышенный пафос, свойственный античной трагедии, то Штраус и Гофмансталь, представители вступающего в свои права двадцатого столетия, заинтересовались другим - изображением темных сторон человеческой психики. Вместо привычного образа совершенной и возвышенной Эллады - глубоко волнующая история боли и ненависти. Древняя Греция неожиданно предстает в "Электре" страстной, чувственной и демонической. Здесь нет места любовной лирике, хоровым сценам и развернутым ансамблям, все внимание композитор сосредотачивает на сложнейших сольных партиях, обнажив конфликт главных действующих лиц до предела. "Электра" - трагедия о закате древней цивилизации, но, благодаря смелому новаторскому музыкальному языку Штрауса, опера превратилась в захватывающую и живую музыкальную драму, яркий образец экспрессионизма.
"Наверное, как с гоголевской "Шинели" начался девятнадцатый век в литературе, так с Рихарда Штрауса начался двадцатый век в музыке… Это великое произведение, но, когда я думаю о новой постановке, я всегда отталкиваюсь от того, что меня сегодня волнует, что мне кажется важным и актуальным… Я чувствую, что пришло время именно этой музыки, она очень близка к современности.
Фото
К сожалению, фотографий нет, но вы можете их добавить!