Возврат билетов в Мариинский театр, Концертный зал Мариинского театра и Мариинский театр Новая сцена не осуществляется. Осуществление возврата билетов невозможно по техническим причинам.
Каждому зрителю необходимо приобретать билет! Посещение спектаклей и концертов детям до 5 лет нежелательно.
Внимание! На спектакли, проходящие на сценах Мариинского театра, Концертного зала Мариинского театра и Мариинского театра Новой сцены не распространяется действие акций и спец. предложений.
Действие первое
Картина первая
Дом и сад Кочубея.
Девушки приходят к Марии, дочери Кочубея, и зовут ее с собою погадать о суженом. Мария отказывается: у отца в гостях гетман Мазепа, которого она любит.
Друг ее детства казак Андрей, зная о тайной страсти Марии, признаётся тем не менее ей в беззаветной любви и уговаривает забыть Мазепу. Мария, понимая всю безрассудность своего чувства, все же не в состоянии бороться с ним.
В сад выходят Кочубей, его жена Любовь, Мазепа и гости. Слуги Кочубея развлекают Мазепу песнями и плясками.
Мазепа просит у Кочубея руки Марии. Кочубей и Любовь возмущены предложением старого гетмана - крестного отца Марии. Гетман обращается к Марии и предлагает выбор между ним и родителями. Она после мучительных колебаний отдает свою руку Мазепе. Гетман увозит Марию.
Картина вторая
Комната в доме Кочубея.
Мать Марии оплакивает дочь, покинувшую отчий дом. Она торопит мужа отомстить Мазепе. Кочубей объявляет план мщения: он узнал о связях гетмана со шведским королем Карлом XII, о готовящейся измене Мазепы Петру I и решил выдать гетмана русскому царю.
Андрей готов отдать донос в руки царя. Единомышленники Кочубея полны ненависти к гетману Мазепе.
Действие второе
Картина третья
Подвал в белоцерковском дворце Мазепы.
Лживый гетман, предупрежденный о доносе приближенными Петра I, успел оклеветать Кочубея перед царем. Закованные в цепи и истерзанные, Искра и Кочубей ждут допроса.
Входит Орлик - приближенный гетмана. Он требует у Кочубея выдачи клада, будто бы закопанного им в его деревне Диканьке.
Ничего нет у Кочубея: его честь - поругана Мазепой, любимая дочь - отнята у него Мазепой.
Только одного жаждет Кочубей - мести.
Картина четвертая
Комната во дворце Мазепы.
Гетман тайно принимает послов шведского короля. Входит Орлик, которому он отдает приказ о казни Кочубея.
Появляется Мария. В разговоре с Мазепой она упрекает его в холодности к ней. Ревнивые подозрения томят ее душу. Нехотя гетман вынужден открыть истинную причину его холодности, он открывает ей тайну заговора против русского царя. Мазепа хочет знать, кого бы Мария предпочла - отца или супруга, если бы ей пришлось делать выбор. В смятении она говорит о беспредельности своей любви, ей непонятен выбор, который предлагает Мазепа. Мазепа уходит.
Тайком пробравшаяся во дворец гетмана, появляется мать Марии, она рассказывает дочери о неудавшемся доносе на Мазепу и потрясена тем, что дочь не знает о готовящейся казни отца. Мария и Любовь спешат остановить казнь.
Картина пятая
Дорога, ведущая к месту казни Кочубея.
Народ ждет появления обреченных, в толпе поет и пляшет пьяный казак. Проходят палач, затем Мазепа с Орликом, затем ведут Кочубея и его друга Искру. Осужденные прощаются друг с другом, с народом и жизнью и идут к эшафоту.
Вбегают Мария и Любовь. Но они опоздали. Казнь свершилась.
Действие третье
Картина шестая
Полтавский бой - симфоническая картина
Картина седьмая
Бывший дом и сад Кочубея.
Разгар боя, русские воины преследуют шведов, среди преследующих - Андрей. Он останавливается и вспоминает прошлое, в котором был счастлив. Появляются Мазепа и Орлик. Они бегут с поля сражения под Полтавой. Андрей, увидев Мазепу, бросается на него с caблей, но Мазепа опережает Андрея и, выстрелив, смертельно ранит.
Появляется лишенная рассудка Мария, она ничего не узнаёт вокруг. Подавленная горем дочь скорбит о казненном отце.
Орлик и Мазепа скрываются. Не узнавая умирающего Андрея, Мария убаюкивает его колыбельной песней
Пушкин написал "Полтаву" за две недели, Чайковский "Мазепу" - за два года. Композитору-лирику сочинение монументальной военно-исторической оперы на сюжет знаменитой пушкинской поэмы давалось нелегко. Недаром он начал работу с большого дуэта Марии и Мазепы: его в первую очередь волновала психология, а не политика. В дуэте участвуют сопрано и баритон - редкий случай для оперного жанра, где партию возлюбленного главной героини, как правило, получает тенор. Здесь это невозможно: Мария юна, Мазепа стар.
История кажется неправдоподобной, но она исторически достоверна. Третий угол любовного треугольника занимает Андрей - фигура, у Пушкина безымянная и малозначительная, однако в опере необходимая. И все же накал страстей в "Мазепе" связан прежде всего не с романтическим треугольником, организованным по принципу "любит - не любит", а с отношениями между девушкой и двумя ее отцами - родным и крестным, который святотатственно становится любовником своей крестницы.
В этом втором, куда более напряженном треугольнике два старика схлестнулись за душу Марии, один из них проиграет и заплатит жизнью, а девушка тронется рассудком - что даст возможность Чайковскому завершить произведение типичной для романтической оперы сценой тихого безумия героини. Драма любви и предательства разворачивается на фоне обширной исторической панорамы с ярким украинским национальным колоритом, хорошо знакомым Чайковскому: сестра композитора жила на Украине. На сцене часто бывает многолюдно, народ гуляет, танцует, поет, молится. Победоносное Полтавское сражение 1709 года Чайковский живописует в эффектном симфоническом антракте к третьему акту.
Свойственный "Мазепе" исторический размах воплощен в Мариинском театре во всем великолепии. В 2019 году театр отметил необычный юбилей: "Мазепа" прошел в пятисотый раз. Нынешний спектакль - капитальное возобновление постановки 1950 года. Лауреат Сталинской премии режиссер Илья Шлепянов и известный советский театральный художник Александр Константиновский создали эталон "большого стиля", вполне соответствующий музыке этой оперы. Здесь панночки чернобровы, а казаки носят шаровары; наряды расшиты жемчугами, оторочены соболями.
Мощный оперный ампир "Мазепы" особенно порадует поклонников традиционного театра; однако в качестве аутентичного, тщательно отреставрированного памятника середины ХХ века эта постановка может заинтересовать любую публику. "Мазепа" - спектакль-долгожитель, который в почтенном возрасте не потерял ни харизмы, ни силы, как и его титульный герой. Христина Батюшина
Мировая премьера: 3 февраля 1884 года, Большой театр, Москва
Премьера в Мариинском театре: 6 февраля 1884 года
Премьера постановки: 22 февраля 1950 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Последнее возобновление: 15 мая 2009 года
Продолжительность спектакля 3 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Возрастная категория 12+