В 1909 году на месте старинного манежа графа Шереметева начал работу "Литейный театр", репертуар которого составляли пьесы Театра ужасов, фарсы, сатиры, пародии. Литейный театр в начале ХХ века служил площадкой для реформаторских опытов Вс. Мейерхольда, Н. Евреинова, М. Фокина, М. Кузмина. С театром сотрудничали Л. Бакст, И. Билибин, Б. Кустодиев - лучшие художники "Мира искусства", а также писатели Ф. Сологуб, Т. Щепкина-Куперник, Н. Тэффи, А. Аверчченко. Название театра постоянно менялось: в 1911-12 - "Мозаика", с 1913 - "Литейный интимный".
После революции здание на Литейном, 51 было временным пристанищем для разных театральных групп. Среди них были и выдающиеся. В 1926 - Передвижной театр под руководством П. Гайдебурова и Н. Скарской, в 1928 - ТРАМ. В творческой жизни этого театра активно участвовал молодой ленинградский композитор Д. Шостакович. В 1932-37 в здании работал театр ЛОСПС под руководством А. Винера. Во время войны театр был частично разрушен, и не принимал зрителя почти десять лет.
В 40-е годы правительством Ленинградской области было создано два театра - Ленинградский областной Гастрольный и Ленинградский областной драматический. Первым руководил А. Винер, вторым - Г. Гуревич. В 1956 году эти театры обрели стационар на Литейном, 51. В 1963 году два театра объединились в "Театр драмы и комедии", главным режиссером назначили Г. Гуревича. Главным художником стал Э. Кочергин. Время, называемое "оттепелью", дало возможность появления и проявления многих выдающихся творцов. Заметным событием стали спектакли Е. Шифферса, выпущенные в "Театре драмы и комедии". Власти их запретили, но ситуация в культуре начала меняться.
Новый главный режиссер театра Я. Хамармер чувствовал время и общество. Он пригласил на постановки К. Гинкаса, Л. Додина, Е. Падве, Г. Яновскую. Некоторые их спектакли сокращали, некоторые запрещали, некоторые оставались в репертуаре долгое время. Но главная цель была достигнута - молодые режиссеры имели возможность работать и развиваться.
В 1991 году на петербургских афишах появилось новое название - Театр "На Литейном", а главный режиссер Г. Тростянецкий выпустил легендарный спектакль "Скупой" по Мольеру. Должность главного художника театра занял В. Фирер.
С 1997 по 2012 год художественным руководителем театра являлся А. Гетман. Этот период период ознаменован активным привлеченим в театр ярких представителей петербургской режиссуры - А. Галибина, Г. Козлова, Г. Дитятковского, А. Праудина, В. Пази, А. Прикотенко, О. Куликова, Р. Смирнова. Продолжая традиции, А. Гетман искал талантливых молодых постановщиков и художников. В 2002 году начала работу "Мастерская Театра "На Литейном", в рамках которой они могли пробовать свои силы.
Спектакли театра неоднократно участвовали во многих театральных фестивалях: "Ольштынские театральные встречи" (Польша, 2000, 2001), "Русские сезоны" (Финляндия, 2003), Международный фестиваль "Divadlo" (Чехия, 2003), "Seoul Performing Arts Festival" (Южная Корея, 2003), SETT (Германия, 2004), XIII Русский фестиваль искусств в Марселе (Франция, 2008) и многие другие.
Театр "На Литейном" отмечен Государственной премией РФ ("Лес", постановка - Г. Козлова, 2000), премиями "Золотая маска" (1998, 2001, 2003) и "Золотой софит" (1996, 1999, 2002, 2006, 2008, 2009).
Сегодня посмотрела спектакль “Банкрот”. Я очень давно не была в этом театре. Я была приятно удивлена игрой актеров, захотелось еще раз придти в этот театр.