Дж. Пуччини
ТОСКА
Опера в трех действиях
Либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы по драме В. Сарду "Флория Тоска"
Музыкальный руководитель и дирижёр - н.а. РФ Павел Бубельников
Режиссёр-постановщик - н.а. РФ Александр Петров
Художник-постановщик - Александр Храмцов
Художник по свету - Александр Рязанцев
Хормейстер - Пётр Максимов
Опера "Тоска" - одно из наиболее драматичных произведений Дж. Пуччини и одна из самых популярных опер мирового репертуара. Герои оперы - влюблённая пара, певица Флория Тоска и художник Марио Каварадосси. Их любовная идиллия длится недолго. События развиваются стремительно (действие, как в классической трагедии, укладывается в двадцать четыре часа). Тоска невольно становится жертвой политических интриг и коварства шефа тайной полиции Скарпиа. Трагическая развязка неизбежна для всех участников этой драмы.
По замыслу постановщиков действие оперы перенесено в середину ХХ столетия. Для Александра Петрова основания для такого решения лежат в самой партитуре "Тоски", о чём и рассуждает режиссёр:
"Кажется, в оперном репертуаре нет исторически более конкретного места и времени действия, чем в опере "Тоска". Ибо всё происходит в абсолютно конкретной церкви, в конкретном палаццо, в конкретном замке, в конкретные дни победы Наполеона в битве при Маренго в июне 1800 года.
И в то же время нет более абстрактного места и времени действия, чем в "Тоске", поскольку эта история могла произойти в любой церкви, в любом палаццо и в любом времени. В любую эпоху и в любой стране, где есть диктатура и есть фронда. Поэтому действие нашей "Тоски" перенесено на 150 лет вперёд, в середину XX века, в политически конфликтный, острый послевоенный период.
В первоисточнике - драме В. Сарду, где почти полвека блистательно играла Сара Бернар, - зло и добро поляризованы: есть злодей, жертва, герой-любовник... А в опере Пуччини - драме с целой цепью убийств - нет однозначно позитивных или негативных героев. Тоска оказывается преступницей: благодаря своей ревности она губит человека, затем убивает второго и губит самую себя. Или Скарпиа: одержимость любовью, которой он охвачен, высвечивает его с совершенно разных сторон. Пуччини даёт ему два монолога. Один из них - это рассказ злодея и тирана Скарпиа о том, как он обычно силой добивается объекта своей страсти. А второй монолог - это речь истинно любящего человека, бессильного перед нахлынувшим на него чувством. А какая трагическая музыка сопровождает сцену, когда Скарпиа выписывает для Тоски с Каварадосси подорожную на выезд из города! Этот человек задумал ужасное злодейство, при этом понимает, что больше никогда не увидит Тоску. Как явственна здесь тема "палач и жертва", абсолютно вписанная в искусство двадцатого столетия.
В опере Пуччини благодаря самой музыке всё многозначно, амбивалентно, в том числе сам угол зрения на человека. "Тоска" Пуччини, написанная на пороге 1900 года, по языку своему и по сути - музыка XX века".
В главных партиях заняты ведущие солисты театра "Зазеркалье".
В спектакле принимает участие Детская студия Санкт-Петербургского музыкально-драматического театра "Синяя птица".
Премьера 8 и 9 марта 2025 года.