Возврат билетов в Мариинский театр, Концертный зал Мариинского театра и Мариинский театр Новая сцена не осуществляется. Осуществление возврата билетов невозможно по техническим причинам.
Каждому зрителю необходимо приобретать билет! Посещение спектаклей и концертов детям до 5 лет нежелательно.
Внимание! На спектакли, проходящие на сценах Мариинского театра, Концертного зала Мариинского театра и Мариинского театра Новой сцены не распространяется действие акций и спец. предложений.
Комната Татьяны. Татьяна не может заснуть. Филиппьевна старается унять ее волнение рассказом о своей девичьей доле. Оставшись одна, Татьяна пишет письмо Онегину. С рассветом она просит няню передать его.
Сад Лариных. Татьяна в тревоге ждет ответа. Появляется Евгений: он тронут признанием, но не может ответить взаимностью.
Дом Лариных. Бал в честь именин Татьяны. Ленский уговорил друга приехать к Лариным, однако праздник и гости вызывают у Онегина раздражение. В отместку он начинает ухаживать за Ольгой. Готовность, с которой девушка принимает знаки внимания, повергает Ленского в отчаяние. Он затевает ссору с Евгением и вызывает того на дуэль.
Заброшенная мельница. Ленский с секундантом Зарецким ждут Онегина. Владимир с болью и тоской думает об ушедших "златых днях" своей юности. Наконец появляется соперник. Бывшие друзья готовы забыть обиды, но соображения чести берут верх. Раздается выстрел - Ленский убит.
Зал богатого дома в Петербурге. После долгого отсутствия Онегин возвращается к столичной жизни и встречает Татьяну замужней дамой. Теперь она в центре внимания светского общества. Муж Татьяны, князь Гремин, рассказывает Евгению о своем счастье. Преображение давней знакомой воспламеняет в Онегине чувства.
Гостиная в доме Гремина. Татьяна в слезах читает письмо Онегина. Неожиданно он является сам и страстной мольбой вырывает ответное признание. Но решение Татьяны бесповоротно: она останется верна мужу.
"Евгений Онегин" Пушкина, как известно, не поэма, а роман в стихах. Непривычное жанровое определение дал своему "Онегину" и Чайковский: не "опера", а "лирические сцены". Из "энциклопедии русской жизни" композитор выбрал главную сюжетную линию, наиболее близкую ему как художнику-лирику. Назвав на титуле только одного героя, Чайковский последовательно раскрывает слушателю три души: Татьяны (первый акт), Ленского (второй акт), Онегина (третий акт). Во всех трех образах Чайковский видел собственное отражение, и даже знаменитая сцена письма Татьяны рифмуется с эпизодом из жизни композитора, написавшего сценарий будущей оперы за одну ночь. "Лирические сцены" закончены в 1878 году, начаты в 1877-м, а еще годом ранее Чайковский присутствовал на открытии вагнеровского театра в Байройте.
При всем антивагнерианстве русского композитора его внимание тоже обращено к внутреннему "я", событийная сторона драмы сведена к минимуму. Каждый элегический вздох оркестра, начиная с "секвенции Татьяны" в интродукции, передает тончайшие движения человеческой души. Чайковский вслед за Вагнером использует лейтмотивы - в первую очередь не героев и не предметов, а чувств. Поэтому музыка Татьяны столь естественно звучит и в сценах с Ленским, и в сценах с преображенным любовью Онегиным. Музыковед Борис Асафьев метко назвал "Евгения Онегина" "музыкальной поэмой". Самая прославленная опера Чайковского - это "симфоническая поэма" из семи картин-глав, поэма о надеждах и их крахе, о любви, о счастье, которое "было так возможно, так близко".
"Евгений Онегин", идущий на исторической сцене Мариинского театра, - безупречный образец музыкально-театрального "почвенничества", в свое время удостоенный Государственной премии СССР. Премьера этого спектакля состоялась в 1982 году в театре, еще носившем имя Кирова. Пост художественного руководителя и главного дирижера театра в то время занимал Юрий Темирканов. "Онегин" - его детище, причем не только в сфере собственно музыки: дирижер выступил также в качестве режиссера-постановщика.
Быть и дирижером, и режиссером в одном лице - сложнейшая задача, ведь "ты должен думать и о том, что делается в оркестре, и о том, как построить спектакль музыкально; невольно ты все время находишься на сцене, потому что каждое движение - это то, что ты пережил сам" (из интервью с Темиркановым).
Первый Ленский легендарной постановки, Юрий Марусин, вспоминал: дирижер-режиссер лично показывал певцам нужную пластику, жесты и позы, выстраивая неразрывную связь между слышимым и видимым, между оркестровой ямой и сценой. Спектакль оформил Игорь Иванов, который занял в 1981 году пост главного художника театра. Стремясь к историческому реализму, сценограф детально воспроизвел русский быт первой четверти ХIХ века. Всякий, кто бывал в пушкинских местах Псковской области, легко узнает и господский дом с полукруглым окном и портиком, и скамью Онегина. Интерьер комнаты Татьяны цитирует фильм-оперу Романа Тихомирова (1958). "Богатый барский дом в Петербурге" в третьем акте вызывает в памяти строгое великолепие Белоколонного зала Дворянского собрания.
При этом сценография Иванова - далеко не только красивые иллюстрации. Так, в финальной сцене объяснения Татьяны и Онегина за героями высятся массивные напольные часы, указывая на их главного врага - время, которое, будучи упущенным, не знает пощады.
Органичный, слаженный во всех своих составляющих, эталонный темиркановский "Евгений Онегин" не только апеллирует к отечественному "культурному коду" - такие шедевры его и создают. Христина Батюшина
Мировая премьера: 17 марта 1879 года, Малый театр, Москва, студенческая труппа Московской консерватории
Премьера в Большом (Каменном) театре: 19 октября 1884 года
Премьера постановки: 13 ноября 1982 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Продолжительность спектакля 3 часа 50 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Возрастная категория 6+