"Ау" - инклюзивный спектакль-лаборатория, в котором вместе с профессиональными актерами участвуют молодые люди с РАС (расстройство аутистического спектра).
Большой драматический театр - первый в России театр федерального уровня, начавший системную работу по поддержке людей с особенностями развития, в частности, еще в 2015 году в репертуар театра вошла инклюзивная постановка по поэме персидского автора XII века Фарида ад-Дина Аттара "Язык птиц". Птицы - как герои и символы - оказываются и в центре спектакля "Ау". Историю старого птицелова особенные артисты рассказывают на собственном "птичьем" языке, которым легче высказываться на темы воли и привязанности, одиночества и единения, равнодушия и любви. Показ спектакля - новый этап творческой инклюзивной лаборатории, которая продолжается в БДТ на протяжении года.
Это принято называть work in progress: мы показываем некий этап работы, которая идет с ноября. Всё начиналось с тренинг-лаборатории, где сначала надо было нащупать, понять, какой театр мы сочиняем с ребятами. Наши репетиции сначала длились не больше сорока минут - больше наши особые актеры не держали внимание. Скоро стало понятно, что работа может развиваться только этапами - это не ситуация профессиональной труппы, когда мы собрались, сочинили, отредактировали и выпустили. Поэтому первые четыре месяца это был театр как терапия, и очень постепенно, когда мы стали выходить на сцену, вектор педагогических задач стал смещаться в сторону создания спектакля.
Язык, который мы предложили ребятам - это язык визуального театра, предметного, в меньшей мере театра кукол. Сначала я рассчитывала, что кукольного театра будет больше, но у этих ребят есть настоящие, обоснованные драматические амбиции и к кукле они относятся с меньшим интересом, чем мне думалось. Самым важным было найти и вырастить тот театр, который находится в самих детях, открывать и брать те темы, которые есть в них самих.
Хотя я и педагог двадцать с лишним лет, но в случае с "Ау" я ничего не могла предугадать и для меня эта работа тоже стала очень мощным тренингом на терпение и обнуление в профессии. Конечно, когда я смотрю на эту лабораторию, то думаю: ну вот, теперь еще бы полгода! Не для того, чтобы артисты дозрели, а для того, чтобы я сама могла уложить все свои режиссерские задачи с тем, что между нами случилось в плане роста, понятия границ и других открытий.
Я говорю об "этапе" работы, а слово "спектакль" мне хочется отодвинуть, и это не кокетство, не желание защитить проект, сказать "вот мы не актеры, будьте к нам снисходительны". Этап - это единственно верная форма подачи ситуации. Конечно, нам очень нужна встреча со зрителем, который готов увидеть часть наших поисков.
Работа в таком проекте требует душевного и деликатного отношения с партнерами, терпения и доверия. Все эти профессиональные и, главное, человеческие качества были присущи актеру Михаилу Ложкину. Роль кукловода стала его последней ролью, в его руках оживала кукла старика Птицелова. Миша мог исчезать или быть рядом с куклой заметным и неотразимым. Волшебно одаренный, он умел в театре делать неживое живым, а еще умел поддерживать своих партнеров - особых артистов, которые вдохновлялись его исключительным талантом, юмором и добротой.
Виктор Княжев:
"Особенные ребята для нас - соавторы, они создают этот спектакль. У них абсолютно другое существование на площадке - они помогают мне по-новому видеть сцену. Они ничего не играют, и при этом высекают энергию - я у них учусь быть настоящим, ничего не наигрывая, не придумывая".
Алена Кучкова:
"Подкупает непосредственность ребят. Они абсолютно открыты к новым поворотам, к изменениям сюжета, к экспериментам. И всегда здорово импровизируют, особенно с текстом: монолог на любую тему получается у них очень откровенным, чувственным. Глядя на них, ты стараешься соответствовать их уровню"
При создании сценического текста использованы фрагменты текстов: Т. Гуэро "Ангел с усами"; Г. Нарекаци "Книга скорбных песнопений" в переводе Л. Мкртчяна; Н. Заболоцкий поэма "Птицы".
В спектакле звучит музыка:
Элени Караиндру - "Тема юноши" (Young Man's Theme); Пахом и Вивисектор - "Пустота"; Настасья Хрущёва "Книга печали и радости": I, VI. ; "На крыле я спала" (народная песня).
Продолжительность спектакля - 1 час 25 минут без антракта.