"Для меня предложение поставить в Александринском театре спектакль по Достоевскому очень почетно. И я очень рад, что это происходит. Для венгров до сих пор "Преступление и наказание" - главный иностранный роман, основное произведение зарубежной литературы. Нам близки те вопросы, которые в романе подняты, и те ответы, которые здесь очень мощно и очень однозначно дает Достоевский. Это вечные вопросы существования, предназначения человека. О свободе и о вере в первую очередь. Утрата веры. Я не знаю насколько для России это актуально. На Западе это актуальнейшая проблема. Мир потихоньку стал атеистом и от этого не сделался счастливым, не нашел утешающих ответов на самые существенные вопросы. У Достоевского это так тонко написано, так многосторонне раскрыто, столько ассоциаций, разветвлений тем, что так или иначе роман касается фактически всего сущностного в человеческой жизни. Его и можно читать всю жизнь, и каждый раз он будет звучать немного иначе. Через пару лет я обязательно хочу поставить "Преступление и наказание" в Венгрии. Я считаю, что это произведение должно быть в репертуаре. Потому что это ответ театра, на все те вопросы, которые нас окружают. Правильный ответ".Аттила Виднянский
Спектакль по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" - первая работа на александринской сцене одного из самых значительных режиссеров современной Восточной Европы, художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского.
Аттила Виднянский в 1992 году окончил режиссерский курс Театрального института им. Карпенко-Карого (Киев). В 1993-м стал основателем и художественным руководителем Венгерского театра имени Дьюлы Ийеша на Западной Украине, в закарпатском Берегове, созданного на базе венгерского курса киевского театрального института. В Венгрии его творческая биография развивается с начала нового века. В 2004 году Виднянский был назначен арт-директором Венгерской оперы в Будапеште; в 2006 - художественным руководителем Театра им. Михая Чоконаи в Дебрецене, где серьезно реформировал репертуар и организовал фестиваль, одной из главных задач которого являлось развитие современной драматургии. В июле 2013 года возглавил Национальный театр Венгрии. Петербургскому зрителю работы режиссера знакомы по Международному театральному фестивалю "Александринский", в 2014 году Национальный театр представлял в его программе спектакли "Человек летающий" и "Йоханна на костре", в 2015-ом в офф-программе фестиваля был показан фильм Аттилы Виднянского "Сын, ставший оленем. Крики из врат таинств".
Творческая группа спектакля:
Режиссер, автор спектакля Аттила Веднянский
Сценография и костюмы Мария Трегубова, Алексей Трегубов
Художник по свету Дамир Исмагилов
Музыкальный руководитель Иван Благодёр
Ассистент режиссёра Антон Оконешников
Помощники режиссёра Татьяна Тимофеева, София Матвеева
Выпускающий продюсер Татьяна Калинина
Действующие лица и исполнители:
Родион Романович Раскольников Александр Поламишев
Пульхерия Александровна, его мать заслуженная артистка России Мария Кузнецова
Дуня, его сестра Василиса Алексеева
Порфирий Петрович Сергей Мардарь
Свидригайлов Игорь Мосюк
Семен Захарович Мармеладов народный артист России, лауреат Государственной премии России Сергей Паршин
Катерина Ивановна, его женаВиктория Воробьёва
Соня, его дочьАнна Блинова
Разумихин Виктор Шуралёв
ЛужинВалентин Захаров
ЛебезятниковИван Ефремов
Алёна Ивановназаслуженная артистка России Елена Немзер
Лизаветазаслуженная артистка России Елена Зимина
Амалия ЛюдвиговнаЮлия Соколова
Миколка - Николай Белин/Максим Яковлев
Дети Мармеладовых: Илья Андреев, Ульяна Барышникова, Анжелика Верина, Алексей Зазыбин, Александра Ленчевская, Илья Шанцев
В массовых сценах заняты: Тимур Акшенцев, Алексей Двоеглазов, Елизавета Кобзарь, Евгений Кошелев, Владимир Маликов, Дария Малюшенкова, Владимир Минахин, Ефим Роднев, Анна Степанова, Иван Супрун, Любовь Штарк, Софья Шустрова, Максим Яковлев
Премьера - 10 сентября 2016 года.
Продолжительность 5 часов 30 минут, с антрактом.