"Воскресение" - первая премьера Никиты Кобелева в Александринском театре в статусе главного режиссёра. В 2022 году Кобелев дебютировал в Александринке спектаклем "Тварь" по пьесе Валерия Семеновского (на основе романа "Мелкий бес" Ф. К. Сологуба). Работа была отмечена премией "Звезда Театрала" в номинации "Лучший спектакль. Малая форма" (2022 г.), показана на Днях Александринского театра в Москве и Ереване, Армения.
Лев Толстой - из тех авторов, к творчеству которых Александринский театр неоднократно обращался на разных этапах своей истории.
В 1891 году здесь впервые на профессиональной сцене была поставлена пьеса "Плоды просвещения" (1890), к которой театр впоследствии возвращался (в том числе в 1907 году Евтихий Карпов поставил её к 55-летию литературной деятельности Л. Н. Толстого). В 1895 году сразу после снятия цензурного запрета была представлена пьеса "Власть тьмы" (1886). Выдающийся режиссёр и реформатор театра Всеволод Мейерхольд дважды ставил Толстого в Александринском: в 1911 - "Живой труп", в 1918 - драму "Пётр Хлебник".
В 2000-х Толстого в репертуар театра возвращает Валерий Фокин, сперва поставив "Живой труп" в 2006 году, а затем осуществив в 2015 году вторую редакцию спектакля с народным артистом России Петром Семаком в главной роли.
Последний роман Толстого "Воскресение" (работу над ним писатель с перерывами вёл с 1889 по 1899 год) впервые поставлен в Александринке, в январе 2024 года премьера прошла на Новой сцене им. Вс. Мейерхольда, в мае этого же года спектакль переведен на Основную сцену. Сценическая адаптация, над которой Никита Кобелев работал вместе с драматургом Дмитрием Богославским, включает мотивы и отдельные сцены из других произведений классика, среди них - повести "Крейцерова соната" и "Отец Сергий", неоконченный рассказ "Записки сумасшедшего". Впрочем, и сам Толстой на начальном этапе работы над романом, думал о том, чтобы "соединить в нём все свои замыслы", в числе прочих упоминая и эти сочинения.
Подход Никиты Кобелева к классическим текстам отличает пристальное внимание к смыслам произведения, режиссёр ищет не иллюстративного, но содержательного соответствия мыслям и идеям автора. Для Кобелева всегда важно актуальное звучание текста, то, как он резонирует с залом здесь и сейчас. В романе Толстого, который воссоздаёт широкую панораму русской жизни конца XIX века, режиссёра прежде всего интересует частная история главного героя Дмитрия Нехлюдова:
"Для меня в романе было важно увидеть, "вскрыть" внутренний сюжет, не внешний. Мне интересно, как меняется главный герой, какой он путь проходит, пытаясь искупить то зло, которое причинил другому человеку, разобраться, а можно ли его вообще исправить? Нехлюдов старается облегчить участь девушки, которую когда-то обесчестил. Встречает её случайно на суде. Прозревает и понемногу меняется. Он попадает в жизнь, которая была ему непривычна, которую он не знал. Воскресение - если говорить просто, это восстание из тела. Человек из горизонтальной жизни, в которой он был в богатстве и пресыщенности, пробуждается и открывается для жизни иной, ищет смысл для себя, то ради чего жить. Он знакомится с другой Россией, которую не знал, не видел. Пытается разобраться, где он, с кем он, кто он. Понять, что правильно, что неправильно".
Премьера на Новой сцене им. Вс.Э. Мейерхольда - 26 января 2024 года
Первый показ на Основной сцене - 17 мая 2024 года