Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк - первый каменный стационарный цирк России - открылся 26 декабря 1877 года. Одним из красивейших цирков Европы назвали это здание артисты, видавшие на своем европейском гастрольном пути немало цирков.
Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, артист цирка (наездник и дрессировщик лошадей), составивший себе громкое имя в Европе, - Гаэтано Чинизелли.
Здание цирка является уникальным техническим сооружением, выполненным на основе передовой для того времени инженерной мысли. Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролета (49,7м) не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Это новое техническое решение стало впоследствии широко применяться в строительстве подобных сооружений.
Оформление зрительного зала было выполнено с роскошью. В его убранстве сочетались малиновый бархат, золото, зеркала. Ложи и места в партере были рассчитаны на 1500 человек, а общее наполнение зала, за счет вместительной галерки, доходило до 5000 зрителей.
Здание цирка Чинизелли, очень скоро вошло в число главных достопримечательностей города и заняло положение первостепенного зрелищного предприятия столицы. Здесь, в 1892 году, зрители впервые увидели водяную пантомиму.
В этом спектакле, под названием "Четыре стихии", вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Здесь же демонстрировались и всевозможные технические новшества. В 1897 г. предлагался "Волшебный электрический фонтан". В феврале того же года можно было посмотреть "Оригинал космограф - живые фотографии с коллекцией разнообразных картин". Ни одного сезона не прошло в цирке Чинизелли без постановки пышной по оформлению пантомимы - циркового спектакля, где можно было устроить красивую феерию, показать впечатляющую батальную сцену при участии пеших и конных войск.
С 1963 по 2002 гг.С 1919 года здание цирка, перешедшего в ведение государства, претерпело множество переделок, которые привели к ряду архитектурных и эстетических утрат, как в его внешнем облике, так и в интерьере. А в результате капитальной реконструкции в 1959-1962 годах декор лицевого и боковых фасадов был уничтожен.
Сменилось административное и творческое руководство цирком. Последний его владелец из династии Чинизелли - Сципионе Чинизелли После того как он покинул Россию в 1919 году, его обязанности приняла на себя группа артистов, официально именующаяся "Коллектив работников цирка".
В 1924 году первым советским директором уже Ленинградского цирка стал выдающийся артист, режиссер и деятель циркового искусства Вильямс Труцци.
Управление цирком он успешно совмещал с артистической деятельностью.
В феврале 1930 при Ленинградском цирке открывается Экспериментальная мастерская по подготовке новых цирковых номеров. Создатель и руководитель мастерской - Е.М.Кузнецов, который с 1933 по 1936 гг. и с 1944 по 1946 г.г. был художественным руководителем Ленинградского цирка.
По его сценариям ставятся пантомимы "Черный пират", "Шамиль", водный аттракцион "Люди морского дна", целью которого была демонстрация технических достижений водолазов, занимавшихся подъемом потонувших или потерпевших аварию судов.
В довоенный советский период (до 1935 года) в Ленинградском цирке гастролировали не только отечественные артисты, но и звезды европейской величины: дрессировщики Тогарэ, Карл Коссми, капитан Валь, иллюзионист Кефало, атлетка Сандвина, музыкальные клоуны Баррасета и др.
В 1941 году Ленинградский цирк завершил свой 63-ий сезон. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка. Открытие очередного сезона состоялось лишь в ноябре 1944 года.
Премьера аттракциона состоялась в 1943 годуВ первых послевоенных программах Ленцирка принимали участие артисты, создавшие свои номера и аттракционы во время войны. Это воздушные гимнасты Полина Чернега и Степан Разумов с номером "Самолет в пике", гротеск-наездница Валентина Лерри, Александр Корнилов с аттракционом "Слоны и танцовщицы", воздушные эквилибристы на "семафоре - гиганте" сестры Кох.
Программу открытия сезона 1946-1947 годов подготовил новый художественный руководитель Ленинградского цирка Георгий Семенович Венецианов.
Глубокое знание специфики циркового искусства и богатая художественная фантазия позволяли Г.С. Венецианову с одинаковым успехом ставить и тематические представления ("Женщины - мастера циркового искусства", "Праздник на воде", "Карнавал на льду", "Цирк зверей" и др.), и отдельные номера. Особенно плодотворно он работал в конном жанре ("Русская тройка" п/р Александрова-Сержа, "Восточная фантазия" - Б.Манжелли и др.) и клоунаде (Демаш и Мозель, Б.Вяткин, Х.Мусин и др.).
С 1965 по 2008 год главным режиссером Ленинградского (Санкт-Петербургского) цирка был Алексей Анатольевич Сонин.
А.А.Сонин, Заслуженный деятель искусств России (1993г.), Лауреат Международной премии Леонида Енгибарова (2002г.) и Лауреат Национальной премии "ЦИРКЪ" (2003г.)
А.А.Сониным осуществлено свыше 150 постановок, среди которых инсценировки произведений А.С.Пушкина и А.П.Чехова - "Руслан и Людмила" (1979 г.), "Самый радостный день" (1984 г.); тематические представления: "Парад-алле" - к 100-летию Ленинградского цирка (1978 г.), "Дом без углов" - к 120-летию Санкт-Петербургского цирка (1997 г), "Потешный маскарад" (2003 г.) - к 300-летию Санкт-Петербурга; новогодние спектакли для детей.
В состав художественно-постановочной группы цирка входят: режиссер-педагог В.П.Саврасов (в прошлом воздушный гимнаст, акробат); художник-постановщик - Лауреат Национальной премии "ЦИРКЪ" (2006 г.) Н.В.Велегжанинова балетмейстер - Лауреат Национальной премии "ЦИРКЪ" (2005 г.) М.В.Федорова, заведующий постановочной частью - Б.Б.Власов.
Оркестром Большого Санкт-Петербургского цирка с 1987 г. руководит Заслуженный артист России Семен Семенович Чебушов.
Оркестр Петербургского цирка. Главный дирижер С.С. Чебушов, дирижер А.В. Моисеев
С 1998 г. режиссером-инспектором цирка работает Виктор Владимирович Цветков в прошлом жонглер на моноцикле.
С 2007 г. вторым режиссером-инспектором работает Юрий Антонович Лысенко, в прошлом клоун.
Главным режиссером является Виктор Петрович Саврасов.
Режиссер-инспектор В.В.Цветков, режиссер-педагог В.П.Саврасов, режиссер-инспектор Ю.А.Лысенко
С 1987 года по 2012 год директором Санкт-Петербургского цирка являлся Григорий Павлович Гапонов.
Г.П.Гапонов, генеральный директор и художественный руководитель Санкт-Петербургского цирка, Заслуженный работник культуры РФ, Академик Национальной Академии циркового искусства, Член Общественного совета Санкт-Петербурга
По инициативе директора в 1997 году в цирке был организован Гастрольный отдел, который был призван заниматься набором артистов в штат Санкт-Петербургского цирка и их гастролями, как по России, так и за рубежом.
В 1992 году Большой Санкт-Петербургский государственный цирк перешел в ведение Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.
К открытию сезона 2003-2004 годов была закончена работа по восстановлению фасада Санкт-Петербургского цирка и здание обрело свое прежнее архитектурное великолепие.
Фасад Санкт-Петербургского цира с 2003 г.
В 2007 году программой "Международное цирковое шоу "Карнавал на Фонтанке" Санкт-Петербургский цирк отметил свое 130-летие.
Л.В. Чупровская - Дзеревяго. Старший научный сотрудник Музея циркового искусства.
Программа ЭпиЦЕНТР мира цирка братьев Запашных – потрясающее зрелище! Получили с мужем огромное удовольствие.
Это были не просто цирковые номера, представленные различными цирковыми жанрами и исполненные на высоком профессиональном уровне, это было замечательное музыкалькое сопровождение в красивых дорогих костюмах.
Все артисты выкладывались и работали на совесть. Тигры и львы братьев Запашных работали великолепно.
Захватывающее конное зрелище, замечательные клоуны. ВСЕМ артистам огромное спасибо за их адский ежедневный труд. Они устроили нам настоящий праздник. Мы с мужем в полном восторге от этого представления! Понравилось ВСЕ !!!
Ходили с ребенком на программу “Желание летать” в майские праздники. Были в ужасе, точно такую же программу видели в новогодние праздники, только под другим названием. Были те же номера (добавили два новых номера с акробатами)даже клоуны ничего не изменили.Странно, что больше показать нечего?)))) И цирк то так себе, полностью согласна с отзывом Людмилы от 26 апреля 2018 года. Было потрачено и время и деньги!
Ходили с ребёнком на представление Желание летать, думали что будет много воздушных акробатов, нет , всего два номера.Выступление дрессировщиков не интересно и примитивно, на уровне самодеятельности на корпоративе.С собаками, обезьянками малюсенькими, быстренько побегали, дернули струну гитары, стукнули в барабан, одна обезьяна просто посидела.Выступление с лошадьми и верблюдами трудно назвать номером, побегали, покружились через силу.Но когда верблюд упал в первый ряд!А еслибы он придавил ребёнка?Мы считаем что это ЧП! Не профессиональные дрессировщики.Клоуны не интересные, ужасно не смешные! Очень мало артистов.Номера растянуты.Билеты очень дорогие за такое! Даже детям не понравилось. Цирк уровня самодеятельности. Понятно конечно, чем меньше артистов, тем больше гонарар.Больше не пойдём.
Ходили на представление “желание летать”, понравилось только два номера с воздушными гимнастами. Номер с лошадьми и верблюдами ужасно, смотреть как они бегают по кругу. Но когда верблюд упал на зрителей, это ужасно! А еслибы он придавил ребёнка?! Это цирк!? Это не профессионализм дрессировщика! Номеров мало, зверей мало. Иллюзионистов нет. Клоуны ужасны.Жалко денег. За такие деньги смотреть эту самодеятельность.
Всей семьёй сходили на новую программу “Желание летать”. Теперь всем знакомым буду настоятельно рекомендовать посетить такое замечательное шоу.Замечательно было ВСЕ:верблюды,собачки с попугаями,обезьяны,гимнасты,клоунский дуэт,а самое главное,это слоны.А какой красивый дуэт воздушных гимнастов” Желание летать”!Дети были в восторге!От души смеялись,когда на сцене появлялись клоуны-“внуки лейтенанта Шмидта”.Всем,всем настоятельно рекомендую сходить на новую программу!Друзья,Вы точно не пожалеете.
ходили на представление “Желание летать” в марте 2018, нам очень понравились гимнасты, акробаты, слоны, собачки, даже клоуны рассмешили. Игрушки для детей и фотографии с животными дорогие. Но впечатление от представления как в детстве – светлое и радостное.
несколько раз ходили в Цирк, очень нравилось. Но новогоднее представление 2018г. , скучное и не красочное совсем и мы разочаровались, ребенок хотел на слоне сфотографироваться, но 1000р-это перебор!. По привычке надо бы идти на юбилейное представление, НО УВИДЯ на афише СЛОНОВ ПОДУМАЛА. ЧТО СНОВА ТА ЖЕ ТРУППА…и боюсь…деньги выбросить…
Я была на Баронетах, после представления была в восторге и долго под впечатлением. Даже хотела ещё раз сходить. Поэтому новое представление ждала с не терпеньем. К сожалению тоже была разочарована, небо и земля. Артисты успевали и фотографами поработать и дрессировщиками и кассирами и … В общем чувство восторга и благоговенья перед артистами улетучилось. И не понятно, что для них самих важнее фотки на слоне по тысячу за каждую или выступление. Внучка зевала и первый раз за все наши походы в театры и цирк, спросила когда будет конец. Одна радость слонов в живую увидели. Девочка-гимнастка умничка – дыханье захватывало. Теперь даже не знаю, когда решусь вновь посетить цирк. Обидно за потерянное чувство восторга.
Впечатлений никаких.Всё скучно ,однотипно ,затянуто.Нет никакой связки между номерами.Артистам ,спасибо.Зверики умницы.А вот руководству цирка ,надо поменять режиссера,было ощущение ,что все номера собраны просто лишь бы как.Новогодние представления должны быть яркими ,динамичными ,с разнообразными животными.Да а ватные просто Ужас!
О, да . “плохую” королеву посадили на кол, простите на штопор… Садизм в натуре. Взрослые были в шоке, а как этот “фокус” отразился на детском сознании – вопрос для психиаторов. Не удивлюсь если кто-нибудь из родителеи подаст в суд на цирк за психическую травму своего ребенка. Какои чудак до этого “фокуса ” додумался? Была на спектакле 14 января в 15 часов. ВСЕ родители с кем успела поговорить – в шоке. Впечатление от программы- отвратительное! Господа постановщики, ваш “фокус” испортил ВСЕ представление!!!! Товарищи родители, если ваш ребенок серьезно переживает по поводу увиденного в цирке- советую обратиться к психологу и адвокату. Возможно судебные иски быстрее чем возмущенные отзывы, остановят это безобразное представление .
Это было худшее педставлениее я видела в этом цирке. Вроде бы новогоднее представление должно быть ярко и весело, в итоге костюмы страшные, номера так себе, скукота, все затянуто, в конце номер вообще поверг в шок, даже дети спросили, мама это что, там злую королеву посверлили огромным кровавым буром и крутили ее на верху на этом сверле, и приподнесли мол ха-ха это шутка, а чего не было брызг крови и все такое. Такой бредятины давно не видела на НОВОГОДНЕМ шоу. Кошмар
Ходила с внуками на Баронетов, очень понравилось, каждый номер это маленькое шоу очень яркое, красочное. Восхищена мастерством артистов и талантливой постановкой номеров. В целом, это ощущение праздника во время просмотра.
Замечательное представление! Феерия,праздник,зрелище на все 100 процентов!
Ставлю программе цирка Гии Герадзе 5 . Но согласна что настоящее искусство внешним антуражем не заменить . Как это было 1,5 года назад на Новый год
24 июня возможно мне здорово повезло решила сходить в цирк . На 3 часа окунуться в волшебное маленькое счастье. Баронеты . Давно ожидала такого зрелища. Понравился каждый номер. Фейерверк настоящее искусство. Правда клоуны не впечатлили . Но возможно я просто из них выросла.
Не ходите в цирки. Разве вы не знаете как там истязают животных ради вашего веселья? Посмотрите видео “За кулисами цирка. Расследование”.
Не была в цирке лет 30. Решила сходить с внучкой. И не разочаровалась! Были в апреле ,программа с белыми тиграми. Постановка замечательная! Пишут, что инопланетный ведущий не нравился, а нам все понравилось! Рядом люди сидели, тоже были в восторге! Почему то всегда пишут только плохие отзывы(( Сегодня смотрим Баронетов. Тоже нравится! Красочно! Весело! Костюмы замечательные! Получайте люди удовольствие! Не злобствуйте!
были с внуком в цирке в автово. внуку 4 года. очень понравилось. решили сходить в лучший цирк на фонтанке. полное разочарование. ужасные костюмы под роботов, инопланетный ведущий, череда сложных трюков понятных взрослым (скучно), клоун ( если его можно так назвать) не смешной, постоянно гаснущий свет до полной темноты (ребенок пугался). на носорога и белых тигров посмотреть…….а что в антракте? цены в буфете заоблачные. буфет рядом с женским туалетом в который километровая очередь. в дамском туалете только три кабинки!!!! а кто чаще ходит в цирк с детьми?
здравствуйте Ирина! читаю отзывы и не знаю идти с15 летним ребенком в цирк или не стоит. а на какой программе вы были
Цирк в Петербурге самый лучший
В кассе билетов нет на текущее представление ,а на улице у входа торг идет полным ходом.Самые дешевые билеты продают за 1,5 т.р. Куда смотрит руководство цирка.Или вдоли?
Так не покупай с рук билеты. Причем здесь руководство?
Уважаемые господа, здравствуйте! Вчера 14.07.2016 были в цирке. Представление, как ни странно ребенку 10 лет очень понравилось, а взрослые – поставили троечку. Сказать хочу абсолютно о другом. Цирк отремонтировали, но почему в современном отремонтированном цирке ничего (практически ничего) не приспособлено для людей с ограниченными возможностями. Для есть 4 места для людей на колясках – но это ведь не все. Просто к нам приехал родственник из Бразилии, он четыре дня назад сломал ногу, но билеты были куплены, уже очень мы хвалили НАШ цирк, мы пошли, надеясь, что после ремонта что-то изменилось для людей с ограниченными возможностями. Поднялись на второй этаж и на свои места – только благодаря спортивной подготовке родственника – стыд какой-то. А один женский туалет, в который стоит очередь по всему этажу. Вы ведь учитывайте, кто ходит в цирк – в основном – мамы с детьми, в какой они с детьми пойдут туалет – в женский. А мороженное по 200 рублей – малюсенький шарик. Вообще думайте, пожалуйста, что люди у которых ограничены возможности тоже хотят в цирк, придумайте что-то чтобы им помочь.
Базарное шоу особенно человека в пробирке,старье мозгов не хватило
Базарное шоу
Елена
С нетерпением ждали открытия цирка. Первый раз повела внучку в цирк, где нас ждало полное разочарование. Цирка мы не увидели. Из цирковых артистов были воздушные гимнасты и акробаты, их номера были хорошо, но им не под силу вытянуть все представление. Все остальное ниже всякой критики. Было только костюмированное шоу, даже лошадь нарядили, которая абсолютно ничего не делала на арене, вместо лошади бегала сама дрессировщица. Можно сказать, что животных не было совсем, потому что собачки, которые выскочили на арену, напоминали стаю собак во дворе. Клоунов было много, они заполняли собой больше половины представления, но полноценных номеров у них не было. Их шутки не смешные, а детям даже не объяснить, что делает клоун. Самое яркое впечатление у ребенка оставил антракт, когда можно было прокатиться на лошади. Но цены на все запредельные.
Очень обидно за наш цирк, который переживает полный упадок, несмотря на то что, здание цирка только что отремонтировали.
Здравствуйте! Полностью разделяю мнение высказанное ранее.Это не цирк. а костюмированное шоу. которое мы уже смотрели в Питере.1,5 цирковых номера и остальное время занимают”друзья” по цеху г.Полунина .Отсутствие хорошего клоуна и представления зверей делает представление мало интересным.Сидел с внучками на 10 ряду.Видимость – пол сцены.Р.S.Интересно!Какие дальше будут представления?По пятибальной системе, ставлю твёрдую 2 Смотрели цирк в Москве Гия Эрадзе.Небо и земля!
И дорого, и бесвкусно! Просто какое-то вырождение! Аниматоры из Турции перебрались в Цирк на фонтанке! Это не клоуны и это не цирк, какое-то ресторанное шоу. Не запомнился ни один номер, ни один персонаж, ни одна мелодия. Полунин путает цирк со своими Лицидеями, которые, кстати, сильно расплодились за последние 20 лет, и являют собой однозначное зло. Их стиль это работать без сценария, без смысла и без всего остального, что определяет причастность к искусству. Оказывается, так работать возможно, но кто разрешил это делать в таком историческом месте.
Не тратьте зря деньги. Очень дорого за шоу ни о чем. Костюмы очень красивые, чуточку акробатики, три-четыре приличных номера, глупый французский клоун, и скучная клоунская массовка. Звери : ой, какие большие собачки, и прыгать умеют; какие красивые голуби сидят и падают; лошадь белая пробежала; а еще и черная есть, ну не хочет она вставать на бортик; а это что за птицы? Цирка как такового нет. Сюжет растянут, постановка слабая.
Не ходите в цирки. Разве вы не знаете как там истязают животных ради вашего веселья? Посмотрите видео “За кулисами цирка. Расследование”.